Художник: Сергей Сапожников

Биография:

Художник, фотограф, куратор. Родился в 1984 году в Ростове-на-Дону. Закончил факультет психологии Южного федерального университета (бывший Ростовский Государственный университет). В 2009 году закончил Институт проблем современного искусства, курс «Новые художественные стратегии» (Москва).

Cергей Сапожников начинал как граффитист и отчасти перенес атмосферу уличного искусства и в свои фотоработы. Будучи художественно продуманными произведениями, они, тем не менее не стремятся к красоте и эстетизму — напротив, художник порой намеренно создает эффект загрязненности композиции.

В своих проектах Сапожников реактуализирует наследие барокко. Он переносит барочные приемы в область фотографии. Для его работ характерны плоскостность изображаемого, перекличка цветовых фактур, динамичность, барочное излишество и почти гротескность композиции, абсурдность действий и поз. Объемная реальность трансформируется объективом в плоскостной коллаж, а модели смешиваются с фоном, буквально растворяясь в нем. При этом на его фотографиях живое (люди) становится неотъемлемой частью композиции и превращается в мертвую натуру. Замирая на момент съемки, они застывают в кадре, мертвеют, как в голландских натюрмортах XVII века. Выглядывающие из фона застывшие обрывки человеческих фигур, не живые и не мертвые тела заставляют вспомнить Фуко: «Современный человек — это животное, в политике которого его жизнь как живущего существа ставится под вопрос».

«Развитие и триумф капитализма не были бы возможны при отсутствии дисциплинарного контроля, осуществляющегося новой биовластью, создавшей, так сказать, при помощи ряда соответствующих техник необходимые ей „послушные тела“» — эта цитата из Агамбена, резюмирующая ключевые положения теории Фуко, заставляет нас по-новому взглянуть на изгибающиеся, сжимающиеся и пребывающие в очевидно неудобных позах «послушные тела» с фотографий Сергея Сапожникова.

Выставки: