Фонд в социальных сетях:

Экскурсия по выставке “Детектор скрытых смыслов”

30 декабря 2018

Расширенная шпаргалка для экскурсии по выставке “Детектор скрытых смыслов”, проходившей в музейном центре РГГУ с 28 ноября до 8 декабря 2018.

Фотографии Влада Чиженкова и Никиты Пономарева.

Участники: Антон Баранов, Ксения Башмакова, Анна Брандуш, Александр Зайцев, Ирина Ленькова, Роман Минаев, Альфия Мифтахутдинова, Валерия Мордашова, Елизавета Сазонова, Джульетта Саркисян, Елена Смирнова, Алексей Смолянников, Гаянэ Тавакалова, Ася Фролова, Кристина Циан.

 

 

Выставочная площадка или музей

  • Детектор скрытых смыслов – первая выставка современного искусства в музейном центре РГГУ.
  • Музей, это место хранения и просвещения. Современному искусству необходимы выставочные площадки для демонстрации размышлений об актуальных аспектах жизни здесь и сейчас.
  • Детектор скрытых смыслов – коллективная выставка, которая была создана общими усилиями участников одноименного мастер-класса и не предлагает рассматривать персональные высказывания.
  • Проект знакомит зрителей с актуальными вопросами автоматизации творческого процесса в профессиональном поле художественного производства.
  • Образовательный характер проекта послужил поводом для его презентации в образовательной институции.
  • Концепт экспозиции выстраивался с учетом внутренней архитектуры и объектов постоянной экспозиции музейного центра РГГУ, что сделало выставку привязанной к конкретному выставочному пространству, то есть site-specific.

 

 

Автоматизация

  • Сдвиг изобразительного искусства от ручного труда к механическому можно отсчитывать от изобретения фотографии.
  • Многое изменилось с тех пор. Последний значительный рывок произошел с внедрением коммуникационных сетей и переходом в цифровой формат.
  • Чтобы выжить, многие отрасли вынуждены отвечать внешнему давлению и переходить в новый автоматизированный режим в связи с неэффективностью старых методов труда.
  • Ручной труд уже не отражает в полной мере современную жизнь, так как пользуется устаревшим языком.
  • Сегодня многие процессы в художественном творчестве автоматизированы. Цифровая фотография, видео, аудио, 3d печать – лишь некоторые примеры.
  • Искусство новых медиа включает в себя разные аспекты автоматизации: генеративные процессы, интерактивные практики и многое другое. Как правило, все они нацелены на производство художественного высказывания.
  • Сегодня все большим спросом пользуются технологии, связанные с компьютерным зрением. Они применяются, как правило, в сферах, где человек уже не в состоянии справиться с огромными потоками информации.
  • Присутствие человека все чаще уже не является необходимостью, так как процесс обмена информацией может местами или полностью управляться алгоритмами.
  • Задача детектора – освобождение от труда.
  • Потенциал спекулятивной модели детектора скрытых смыслов лежит в преодолении своей пассивной регистрирующей функции.
  • Созидательный вклад такого устройства выражается в наполнении обыденности художественными значениями. Автор, произведение и контекст изобретаются каждый раз заново.

 

 

Популярная культура

  • В соцсетях сложился самостоятельный жанр, в котором рассматриваются скрытые смыслы популярных фильмов или видеоклипов.
    Hidden Meanings Behind Childish Gambino’s ‘This Is America’ Video Explained
  • Полнометражный документальный фильм 2012 года режиссера Родни Ашера “Комната 237” целиком посвящен закодированным посланиям Стенли Кубрика в фильме Сияние.
    imdb.com/title/tt2085910
  • В своей статье “Море Данных: Апофения и Паттерны (Не-)Распознавания“ Хито Штейерль указывает на проблематику произвола интерпретаций вещей и событий.
    https://syg.ma/@anna-botalova-1/morie-dannykh-apofieniia-i-pattierny-nie-raspoznavaniia

 

 

Скрытый смысл

  • Пока смысл не обнаружен, его не существует.
  • Любое явление имеет смысл, пусть даже он заключается в провокации его поиска.
  • Смыслов может быть столько, сколько их найдет зритель.
    За каждым найденным смыслом стоит еще один. И так до бесконечности.
  • Кроме непосредственного послания, которое создает художник с целью поделиться им со зрителем, можно предположить, что произведение содержит бесконечное количество смыслов, недоступных беглому взгляду.
  • Идея спекулятивной модели детектора продиктована внутренней логикой сферы искусства, как отрасли производства знаний.

 

 

Основные категории анализа

  • Художник:
    Один автор или группа авторов. Мужчина или женщина. Старый или молодой. Успешный или аутсайдер. Влияние и тд.
    Скачать бланк-опросник.
  • Произведение:
    Материал.Техника. Отдельное или часть серии. Период создания. Отражение актуальности своего времени или дань традиции и тд.
    Скачать бланк-опросник.
  • Контекст:
    Место презентации. Экспозиционная история. Привязка к месту презентации. Институциональные отношения. Источник финансирования и тд.
    Скачать бланк-опросник.

 

Риторические вопросы

  • Значение могут иметь все без исключения характеристики.
  • Художник может ошибаться в изложении событий или в трактовке фактов. В конце концов, ему позволено искажать реальное положение вещей.
  • Не в этом ли его преимущество, перед точными науками?
    Но чем руководствуется художник?
  • Искренни ли его позывы и должны ли они быть искренни?
    Как отделить документальность от художественного вымысла?
  • Способен ли художник просчитать траекторию производства смыслов у зрителя?
  • Возможно ли в самой работе или в тексте к ней исключить все нежелательные смыслы, которые могли бы возникнуть у зрителя? Или это идеальная ситуация, которая в жизни недостижима?
  • Художник может просто ошибаться в своевременности заявления и в уместности выбранного контекста.
  • Всегда его можно упрекнуть в голом желании участия в художественном процессе любыми средствами ради персонально поставленных задач, будь то тусовка, борьба с одиночеством, приятное убивание времени, обогащение или что-то другое.
  • За всеми этими нюансами неизбежно следует появление новых смыслов.

 

 

Психоанализ и черный ящик

  • white cube и black box – базовые характеристики экспозиционного пространства.
  • White cube – комната с белыми стенами для выставки объектов при свете.
    Black box – затемненная комната для презентации видео, мультимедиа и тд.
  • Кроме того понятие черный ящик (black box) фигурирует в сфере программного обеспечения, указывая на непрозрачность внутрисистемных процессов.
  • В экспозиции амбивалентность черного и белого воспроизводит ситуацию переноса из визуальной формы в вербальную.
  • На первом этапе работы мастер-класса вскрылась проблема общих лингвистических стандартов. Формальное описание по разработанным совместными усилиями бланкам-опросникам не позволяло воссоздать образ исходного произведения.
  • Для более достоверной картины необходимо было добавить посредника, который бы дословно выспрашивал все необходимые детали.
  • Таким образом была разыграна перформативная ситуация, в которой один участник (детектор) отвечал на вопросы из-за ширмы и поставлял всю необходимую информацию о произведении другому участнику (регистратору).
  • Полученные сведения служили позже сценарием для их перевода (регистратором) в визуальный набросок. Успех предприятия измерялся его близостью к исходнику.

 

 

  • В результате эта инстанция стала все больше соотноситься с психоаналитическим сеансом, где пациентом выступает произведение, а аналитиком детектор.
  • Детектор, это содержимое черного ящика, искусственный интеллект, чей алгоритм работает по неизвестному нам принципу. Он произносит вслух то, что находит его компьютерный глаз.
  • В экспозиции из черного ящика звучит искусственный голос. Он описывает разные произведения, которые находятся в экспозиции.
    https://soundcloud.com/ksenia-bashmakova/sound-with-noize
  • Внимание зрителя намеренно сбивается близкими по описанию деталей изображениями, что должно вызывать блуждание взгляда.
  • Здесь можно соотнести считывание детектором информации, содержащейся в произведении и метод, при котором аналитик получает необходимую информацию от пациента.
  • Детектор пока еще не обладает исцеляющими качествами.

 

 

Вопросы

  1. Возможно ли преодолеть проблемы высказывания?
  2. Насколько применим психоанализ для художественного произведения?
  3. Может ли художественное произведение служить порталом в душевное состояние человека?
  4. Можно ли с помощью психоанализа говорить об истинном смысле произведения?
  5. Существует ли возможность при помощи психоанализа изучать смысл произведения искусства?
  6. Что Вы чувствуете, когда работа художника затрагивает очень личные темы?
  7. Пытаетесь ли Вы провести параллели между своим опытом и опытом художника?
  8. В каких случаях частный опыт художника становится для Вас интересным?
  9. Смущает ли Вас предельная откровенность художника?
  10. Могли бы Вы вспомнить пример, когда свободные ассоциации помогли Вам подобрать ключи к смыслу?
  11. Какой вид искусства Вам напоминает сновидения?

 

 

Паранойя

  • Эта часть экспозиции отвечает за явления, на которые ни автор, ни произведение, ни контекст не имеют влияния. Зритель самостоятельно приходит к выводам на основании своих персональных мыслительных манипуляций.
  • Незнание и непонимание природы вещей и их истории часто приводит к суммарным заключениям, отвечающим желанию увидеть то, чего на самом деле не существует.
  • Этот аспект имеет также и положительные свойства, так как говорит больше не о смысле произведения, а о смотрящем на него. О том, что само произведение может непроизвольно порождать смыслы, возникающие в условиях уникального опыта одного конкретного зрителя (этот опыт может также стать коллективным).
  • Паранойя как недуг, как ошибка, загоняющая человека в угол постоянными вопросами о причинах мнимых явлений, рассматривается в данном контексте как легкий способ увидеть то, чего на самом деле нет, но может представлять определенный исследовательский интерес.
  • Например, способность увидеть из одной точки вселенной скопление небесных тел, образующих очертания знакомых человеческому опыту существ и вера в их влияние на человеческие судьбы может иметь далеко идущие последствия.
  • В экспозиции показано как предмет в пространстве (один из экспонатов коллекции – Нереида – морское божество из греческой мифологии), выбранный исключительно по принципу центральной композиции, мог бы стать прообразом произвольного переноса на воображаемую звездную карту.
  • Новая констелляция могла бы при определенных условиях поставлять предсказания и производить неведомые ранее смыслы на регулярной основе.

Вопросы

  1. Может ли паранойя выявить скрытые смыслы?
  2. Когда Вы приходите на выставку, читаете ли Вы сначала кураторский текст или предпочитаете сразу же обратиться к работам?
  3. Ограничивает ли прежде прочитанный кураторский текст Ваше последующее восприятие работ?
  4. Чувствуете ли Вы разочарование, когда оказывается, что Ваше прочтение работ не совпадает с концепцией куратора или художника?
  5. Случалось ли так, что после посещения выставки Вы долгое время думали о ней, задавая себе бесконечные вопросы о смысле представленных работ?
  6. Важно ли Вам считывать заложенный художником смысл?

 

Забвение

  • Одна из движущих идей человечества направлена на создание себе подобного. Создание идеального, более совершенного помощника движет человеком, пусть даже как способ освобождения от рутинного и порой бессмысленного труда.
  • Любое вспомогательное средство реализации этой амбициозной идеи можно рассматривать как путь к освобождению человека от необходимости занимать свои информационные каналы бесполезным содержанием.
  • Практически любая информация записывается, хранится, передается и тд.
  • Мы пользуемся шпаргалками, чтобы не утруждать себя что-то запоминать.
  • Детектор наделен множеством функций, одна из которых заменяет память.
  • В экспозиции этот элемент выражен в форме дыры в планшете.
  • Любая дыра может быть восстановлена либо путем реконструкции уже хранящегося в базе данных материала, либо при помощи обученного алгоритма, который достраивает недостающий или никогда не существовавший элемент (есть вероятность неточности восстановления или заполнения).
  • Детектор скрытых смыслов позволяет не знать и не помнить. Вся информация заложена в программу и постоянно обновляется.

Вопросы

  1. Что еще может служить базой данных?
  2. Помогают Вам фотографии работ на выставках лучше их запомнить?
  3. Делаете ли Вы пометки для себя, когда ходите на выставки?
  4. Смогли бы Вы сейчас схематично воспроизвести какое-либо произведение искусства, которое приходит Вам на ум?
  5. Помните ли Вы примерное время, в которое создана та или иная работа?
  6. Стараетесь ли Вы найти другие работы художника в интернете?
  7. Фотографировались ли Вы на фоне работ?
  8. Если да, то почему Вам хотелось сфотографироваться на фоне какой-либо работы?