Образовательный проект: Лекции Владимира Логутова в Грузии

Дата проведения: 18.10.2012-21.10.2012

Владимир Логутов
Художник. 1980 г. р. Родился, живет и работает в Самаре. Учился в Самарском педагогическом университете (факультет изобразительного искусства и ДП). В 2005 г. получил независимую художественную стипендию для обучения в Германии от Stuttgarter kunstverein e.v. (Stuttgart. Germany). Организатор и куратор ряда фестивалей и выставок в Самаре и Москве. Владимир Логутов — один из наиболее радикальных российских видеохудожников, работающий непосредственно с особенностями этого вида искусства. В своих работах «Сумерки», «Парк», «Эпизод» Логутов подрывает привычное представление о видеоарте, взламывая все законы течения времени и привычного движения реальности в видеоизображении. Люди ходят без головы, прохожие два раза повторяются в одном кадре, отражения в воде двигаются отдельно от своих хозяев, а автомобили, заезжая за столб, исчезают. Осуществляя микросдвиги в реальности, Владимир Логутов сопоставляет действительность и ее трансформированный видеовариант — работы становятся подобием детской игры по поиску различий на двух изображениях. Однако эти различия порой довольно сложно уловить, а игровой момент не предполагает развлекательности. Напротив, Логутов выступает против развлекательности, создавая ощущение псевдодокументального изображения и сохраняя отстраненный взгляд. Но Логутов не только видеохудожник, он также известен своими живописными работами, инсталляциями и скульптурами. В них он использует грубые функционально-технические материалы, редко ассоциируемые с искусством: пилы, рельсы и т.д. В проекте New work (2009), состоящем из скульптуры и видео, документирующего ее изготовление, художник демонстрирует грубую реальность капитализма, когда люди вынуждены браться за любую, порой даже абсолютно бессмысленную работу — например завязывать рельсу в узел, — просто чтобы выжить. Моделирование ситуации чистой эксплуатации связывает эту работу с проектами Сантьяго Сьерры. Все работы Владимира Логутова — это эксперименты, в которых художник по-новому осмысляет техники и технологии каждого вида искусства, открывая новые возможности видео, скульптуры и живописи.
Развернуть полностью

Процесс:

В рамках выставки Сатурналии в Тбилиси и в Батуми были проведены лекции Владимира Логутова. Один из самых известных художников поколения 2000-х, участник самых значимых московских выставок, Логутов, тем не менее, продолжает жить и работать в Самаре, активно участвуя в художественной жизни своего города. За последние несколько лет Владимир Логутов сыграл существенную роль в развитии современного искусства в Самаре: организовал «Школу авангарда», был куратором масштабного выставочного проекта в в Самарском областном музее им. П. Алабина «Течения. Самарский авангард 1960-2012».

Лекция В. Логутова, помимо демонстрации собственных работ художника, была посвящена возможности продвижения современного искусства в провинции и способам налаживания контактов с местной администрацией.

  • Владимир Логутов

    Родился в Самаре в 1980.
    1996—2001 — Самарское художественное училище. Факультет живописи.
    2002—2006 — Самарский педагогический университет. Факультет изобразительного искусства и ДПИ.
    2005 — независимая художественная стипендия для обучения в Германии от Stuttgarter kunstverein e.v. Штутгарт, Германия.

    Владимир Логутов родился, получил художественное образование и продолжает жить и работать в Самаре, небольшом городе на берегу Волги. Первые его самостоятельные художественные работы связаны с попыткой осознать и тематизировать провинциальность как собственную идентичность: вместе с сокурсниками по институту он учреждает «Центр медицины культурных катастроф». В те годы художник активно экспериментирует в области нетрадиционных технических средств, создавая скульптуру из мокрой и замороженной на морозе ткани.

    В 2004 году он создает серию «PLAY/Школа молодого видеохудожника», принесшую ему известность в Москве. С тех пор Владимир Логутов — участник самых громких столичных и зарубежных проектов, связанных с молодым российским искусством, таких, как «Modus R.Современный русский формализм» (Арт Базель Майами, 2006), «Урбанистический формализм» (Москва, 2007), «Трансфер» (Москва, 2009), «Завоеванный город» (Москва, 2009), «Рабочие и философы» (Москва, 2010), «Предельно/Конкретно (Пермь, 2011), «Модерникон» (Турин, 2011), «Сатурналии» (Тбилиси, Батуми, 2012).

    Работая с новыми техниками и жанрами, Логутов не оставляет и живопись, которая стала причиной тонкой визуальной чувствительности в серии видеоработ: трилогии «Сумерки» (2005) и инсталляции «Ожидание» (2006).

    Одной из основных художественных проблем творчества Логутова второй половины двухтысячных стала трансгрессия в области изобразительного языка, когда происходит обытовление различных художественных практик — и, наоборот, эстетизация чисто технических моментов повседневной жизни. Также в его работах исследуется границы возможностей различных жанров — как, например, аналогового видео — и проводятся эксперименты над их «переводом» в цифровые техники.

    Результатом исследований стали замечательные и разноплановые произведения, созданные художником в последние годы. Это, с одной стороны, видеоинсталляции «Пауза» (2010) и «Пауза II» (2012), а также работы с перфорированным металлом и металлическим рельсом, показанные на персональной выставке художника в галерее «Риджина» в июне 2013 года.

    Одна из самых ярких особенностей творческого метода Владимира Логутова — его необычайная открытость и расположенность к диалогу. После студенческого «Центра медицины культурных катастроф» начала 2000-х Владимир Логутов создает в Самаре коллективную творческую мастерскую. В 2009 организует «Школу авангарда» на базе самарского центра «Арт-Пропаганда», а также принимает участие в образовательных проектах других организаций. В 2012 году он выступил с лекциями, организованными нашим Фондом в Грузии (Тбилиси, Батуми), а в этом году провел в течение полугода года занятия с нашими студентами в рамках образовательной программы Фонда и недельный курс со студентами петербургского Про Арте.