Фонд в социальных сетях:

Выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина»

3 июля 2020

Выставка «Поколение XXI» отмечает важное событие в жизни Третьяковской галереи и ее собрания. Музей продолжает активно формировать коллекцию искусства последних двух десятилетий — основой фонда искусства 2000–2010-х годов станут около150 произведений, переданных Третьяковской галерее Владимиром Смирновым и Константином Сорокиным. Щедрый дар меценатов сопровождается значительным пожертвованием для самостоятельных закупок музеем произведений современного искусства. Цель этой масштабной выставки — не только представить публике и профессионалам, но и попытаться проанализировать главные явления и идеи в российском искусстве последних 20 лет.
Передаваемая в дар коллекция отобрана совместно специалистами Третьяковской галереи и Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Она включает произведения живописи и графики, фотографии и видео, объекты и инсталляции художников большого спектра направлений. Основа коллекции — работы молодых, но уже состоявшихся авторов, которые начали свой путь в 2000-х годах. Многие из них принимали участие в ключевых российских и международных выставках эпохи, сотрудничали с ведущими российскими и зарубежными галереями и фондами.
Владимир Смирнов и Константин Сорокин — коллекционеры, меценаты, поддерживающие молодое искусство. С 2008 года многие художники прошли через мастерские созданного Смирновым и Сорокиным фонда, участвовали в организованных им выставках, получили международную известность. Так сформировался круг авторов, имена которых связаны с деятельностью фонда, и сложилась значительная коллекция произведений, составивших «групповой портрет» нового поколения современного российского искусства. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина позволяет закрыть серьезные лакуны в собрании искусства новейшего времени Третьяковской галереи, напомнив о миссии, которой следовал Павел Михайлович Третьяков — представить «русскую школу, как она есть в последовательном своем ходе».
Произведения часто сами подсказывают логику своей возможной организации — именно этим были обусловлены разделы выставки. Причем работы в каждом разделесознательно отобраны не по одному критерию, но объединены единством темы и сюжета, метода, стиля, приема, стратегии или даже некоего явления социальной или художественной среды. Одни разделы обусловлены логикой выставочной деятельности Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и творчеством художников, поддерживаемых фондом. Другие концептуально близки кураторским идеям проектов прошлых лет на иных площадках. Так проявляются несколько позиций. Первая — важно отталкиваться от материала. Вторая — идеи витают в воздухе, а их совпадения могут быть показателем «духа времени». Третья — когда целью являются анализ и обобщение некоего длительного опыта и его результатов, в данном случае это десятилетняя деятельность фонда и развитие отечественного искусства во второй половине 2000-х и 2010-е годы, конечный продукт будет синтетическим, коллажным и эскизным. Кроме того, следствием такой гетерогенной, незамкнутой структуры является то, что работы одного художника могут быть представлены в разных разделах выставки и большинство произведений, представленных в экспозиции, могут подходить к нескольким разделам одновременно.
Деятельность Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина может быть точкой отсчета, организующей материал и отчасти структурирующей сложную систему связей в современной российской культурной среде. В драматургии выставки встречаются и случайные рифмы, и показательные аналогии, фиксирующие общие для эпохи 2000–2010-х идеи (выразители «духа времени»), демонстрирующие реакцию художников на явления окружающей реальности. Благодаря наличию архива и возможности зафиксировать живую авторскую речь, на первый план выходит процессуальность искусства, подобно драгоценному камню в оправе из дополнительных материалов и событий, программ, встреч, диалогов, дискуссий, изданий, разговоров, раскрывающих и показывающих эфемерный художественный процесс — живую память современности.

Художники выставки: Виктор Алимпиев, Татьяна Ахметгалиева, Вика Бегальская и Александр Вилкин, Алекс Булдаков, Сергей Вишневский, Александра Галкина, Кирилл Гаршин, Аслан Гойсум (Гайсумов), Иван Горшков, Илья Долгов, группа «ЕлиКука», Аня Жёлудь, Арсений Жиляев, арт-группировка ЗИП (Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины), Алиса Йоффе, Жанна Кадырова, Алексей Каллима, Полина Канис, Ирина Корина, Таисия Короткова, Оля Кройтор, Кирилл Лебедев (Кто), Андрей Кузькин, Влад Кульков, Владимир Логутов, Иван Лунгин, Кирилл Макаров, Таус Махачева, Роман Минаев, Миша Most, МишМаш, Роман Мокров, Семён Мотолянец, Павел Отдельнов, Александра Паперно, Тим Парщиков, Александр Повзнер, Владимир Потапов, Сергей Прокофьев, Тима Радя, Сергей Сапожников, группа «Синий суп» (Даниил Лебедев, Алексей Добров, Валерий Патконен, Александр Лобанов), Хаим Сокол, Андрей Сяйлев, Ростан Тавасиев, Давид Тер-Оганьян, Леонид Цхэ, Валерий Чтак, Светлана Шуваева.

Выставка открыта с 3 июля по 6 сентября 2020 года
Крымский Вал, 10, Новая Третьяковка, залы 39–42 и 63
Состав выставки: более 100 произведений — живопись, графика, фотография, видеоарт, объекты и инсталляции
Кураторы: Игорь Волков, Ирина Горлова (Государственная Третьяковская галерея), Владимир Логутов (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина)